
Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.
Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен.
Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
Благородный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.
Благородный муж выполняет три запрета: в молодости, когда горячи дыхание и кровь, он избегает наслаждений; в зрелости, когда сильны дыхание и кровь, он избегает ссор; в старости, когда слабы дыхание и кровь, он избегает жадности.
Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле и быть голодным. Он может посвятить себя учению - и принимать цедрые дары. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.
Благородный муж желает быть медленным на слова и бодрым на дела.
Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
Благородный муж ищет причины своих неудач в себе самом, а подлый человек ищет их в других.
Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению.
Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
Благородный муж постепенно поднимается вверх по пути нравственного и умственного совершенствования, а подлый человек постепенно опускается вниз, погрязает в страстях.
Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
Благородный муж признавая справедливость за основу, поступает по церемониям, в жизни проявляет уступчивость и совершенствуется посредством искренности.
Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.
Благородный муж является в трёх видах: когда посмотришь на него издали, он величественен; приблизишься к нему, он ласков; послушаешь его речи, он строг.
Более позорно не доверять нашим друзьям, чем быть обманутыми ими.
Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
Быть в состоянии смотреть на других, как на самого себя, - вот что можно назвать искусством гуманизма!
Быть обиженным - пустяк, если Вы не помните это.
В древности высказывались мало, боялись не успеть за своими словами.
В древности не давали легкомысленного слова из опасения посрамиться неисполнением его.
В погоне за счастьем иногда нужно просто остановиться и быть счастливым.
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца.
В стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства.
Ван Сунь-пзя спросил: - Что означают слова: "Лучше выразить почтение духу очага, чем духу внутренних покоев"? Учитель ответил: - Не так! Тот, кто нанес обиду небу, не может обращаться к нему с просьбами.
Вглядись в ошибки человека - познаешь степень его человечности.
Видеть то, осуществление чего требует долг, и не сделать - есть отсутствие мужества.
Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием.
Влечений, доставляющих человеку пользу, три и влечений, причиняющих ему вред, три. Полезные влечения - это находить удовольствие в упражнении в церемониях и музыке, не преступая должных границ; в рассказах о добре других и во множестве достойных друзей. Вредные влечения - это находить удовольствие в стремлении к роскоши, в разгуле и в страсти к пирам.
Воля Бога - это то, что мы называем законом нашей жизни. Выполнение закона нашей жизни и есть то, что мы называем нравственной, истинной жизнью. Когда законы нашей жизни собраны в порядок, излагаются в последовательности, это и есть то, что мы зовем религией.
Все глобальное начинается с мелочей…
Всё не то, чем кажется и не наоборот.
Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
Высший - тот, кто знает от рождения, следующий - тот, кто познает в учении; следующий далее - учится, когда испытывает крайность; те же, кто и в крайности не учатся, - люди низшие.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Деспотичное правительство страшнее тигра.
Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.
Добродетель не останется в одиночестве. У неё обязательно найдутся соседи.
Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью.
Добрые люди беспрестанно укрепляют себя.
Достойный человек не идет по следам других людей. Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
Если вы заглянете в собственное сердце и не найдете ничего дурного там, тогда о чем беспокоиться? Чего бояться?
Если государство управляется правильно, бедность и незнатность вызывают стыд. Если государство управляется неправильно, то богатство и знатность также вызывают стыд.
Если долго сидеть на берегу реки, можно увидеть трупы проплывающих врагов.
Если из ста ворот закрыть лишь одни, то разве можно на этом основании считать, что грабитель не сможет пробраться в дом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ