������� �������� � �������� ������� DLE ��� ������ ������ �����.

Лев Николаевич Толстой от К до Я

Лев Николаевич Толстой от К до Я
Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача - внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.

Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно.

Кто научился размышлять, тому трудно веровать.

Кто усовершенствовался, тот не может верить тому, чтобы это усовершенствование кончилось.

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.

Люди должны жить во лжи или видеть ужасную истину бессмыслицы бытия, и всякий шаг в познании ведёт людей к этой истине.

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Люди, боящиеся смерти, боятся ее оттого, что она представляется им пустотою и мраком; но пустоту и мрак они видят потому, что не видят жизни.

Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.

Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.

Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны.

Мы живы не потому, что бережем себя, а потому, что делаем дело жизни.

Мы не можем представить себе жизнь после смерти и не можем вспомнить жизнь до рождения потому, что не можем представить себе ничего вне времени.

Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее.

Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет.

Наша жизнь - постоянно бегство от себя, точно угрызения совести преследуют и пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он начинает кричать, чтобы не слыхать речей, раздающихся внутри. В этой боязни исследовать, чтобы не увидать вздор исследуемого, в этом искусственном недосуге, в этих поддельных несчастиях, усложняя каждый шаг вымышленными путами, мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепостей и пустяков, не пришедши в себя.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим.

Не думай, чтобы недоумение перед смыслом человеческой жизни и непонимание его представляло что-либо возвышенное и трагическое. Недоумение человека, непонимающего, что делается, и суетящегося среди занятых людей, представляет не нечто возвышенное и трагическое, а нечто смешное, глупое и жалкое.

Не оттого люди ужасаются мысли о плотской смерти, что они боятся, чтобы с нею не кончилась их жизнь, но оттого, что плотская смерть явно показывает им необходимость истинной жизни, которой они не имеют.

Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.

Нет ничего более полезного для души, как памятование о том, что мы ничтожная и по времени и по пространству козявка и что сила твоя только в понимании своего ничтожества.

Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть.

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать.

Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.


Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное.

Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: "все так делают".

Ответы, даваемые всеми науками о смысле жизни, есть только тождества.

Плотская смерть уничтожает пространственное тело и временное сознание, но не может уничтожать того, что оставляет основу жизни: особенное отношение к миру каждого существа.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.

Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: "почему?" и "зачем?" Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно.

Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество - признают этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо.

Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи.

Слово есть поступок.

Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни.

Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь.

Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.

Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни.

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь одну маленькую, их же ложным представлением ограниченную часть её.

Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение.


То ж, что мы живем безумной, вполне безумной, сумасшедшей жизнью, это не слова, не сравнение, не преувеличение, а самое простое утверждение того, что есть.

Только она - смерть, т.е. мысль о ней, выносит в такую область мысли, где полная свобода и радость.

Только отрекаясь от того, что погибнет и должно погибнуть, от нашей животной личности, мы получаем нашу истинную жизнь, которая не погибает и не может погибнуть.

Тому, кто верит, что жизнь не началась с рождения и не кончится со смертью, легче жить доброй жизнью.

Тот, кто ложно понимает жизнь, всегда будет ложно понимать и смерть.

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Убеждение в том, что жизнь имеет смысл, даётся человеку как награда за осмысленную жизнь.

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде.

Ученый не имеет ответа на главный вопрос всякого разумного человека: зачем я живу и что мне делать?

Философия не даёт ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его.

Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение многих людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу.

Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся.

Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти.

Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл.

Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь.

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.

Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.

Чем мы умнее, тем менее понимаем смысл жизни и видим какую-то злую насмешку в том, что мы страдаем и умираем.

Что свойственно делать человеку, как разумному существу: сознавать тот грех, который произвел страдание, каяться в нем и познавать истину.

Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.

Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже - разум для того, чтобы понять ее.
  • Просмотры: 1050
  • Коментарии: 0
Вернуться
Уважаемый посетитель, рекомендуем пройти регистрацию.