назад
вперед
Наши электронные пособия
Электронное пособие: Microsoft Excel 2007
Электронное пособие: Средние физические величины
Электронное пособие: Основы кинематики
Задачи по физике
Мы любим РЕБУСЫ!
Ребусы по физике
Ребусы по информатике
Обучение с MOODLE
Ребусы по физике
Осторожно: суицид
Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама по себе – это страшно.


Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Подростком руководит не желание умереть – целью самоубийства выступает желание повлиять на другого.


Понятийный аппарат:


Суицид – психологическое явление-акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.


Суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.


Внутренние формы суицидального поведения – суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.


Внешние формы суицидального поведения – суицидальные попытки и завершенные суициды.


Суицидальная попытка-целеноправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.


Хроническое суицидальное поведение – само разрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих точках».


Суицид– умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).


Психологический смысл Суицида

Чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается.


Суицид

Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.


Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.


Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.


Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:


1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.


2).Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.


3). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.


4). Дисгармония в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.


5). Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).


6). Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.


7). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).


В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.


70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.


8). Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.


Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.


Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.


Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.


Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния, не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.


Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.


Основные мотивы суицидально поведения у подростков:


Суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
Переживание обиды, одиночества, непонимания;
Любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
Чувство мести, злобы, протеста;
Подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
Страх наказания;
Избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).


Типы суицидального поведения:


Демонстративное поведение.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения


Аффективное суицидальное поведение.

При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.


Истинное суицидальное поведение.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.


Различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко.

Родители должны всегда помнить: любые переживания и тревоги детей, любое поведение не должны оставаться без их чуткого внимания и помощи!


К «группе риска» по суициду относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;


- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;


- с затяжным депрессивным состоянием;


- сверхкритичные к себе подростки;


- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;


- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;


- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;


- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;


- из семей, в которых были случаи суицидов.


Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,


- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),


- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,


- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,


- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,


- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,


- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,


- погруженность в размышления о смерти,


- отсутствие планов на будущее,


- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.


Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.


Словесные признаки


Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:


Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
Много шутить на тему самоубийства.
Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки


Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

в еде – есть слишком мало или слишком много;


во сне – спать слишком мало или слишком много;


во внешнем виде – стать неряшливым;


в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;


замкнуться от семьи и друзей;


быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.


Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки


Человек может решиться на самоубийство, если:


Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
Предпринимал раньше попытки суицида.
Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось ком-то из друзей, знакомых или членов семьи.
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
Слишком критично настроен по отношению к себе.

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков


Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:


- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;


- выраженное чувство долга, обязательность;


- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;


- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;


- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;


- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;


- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;


- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.


- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;


- проявление интереса к жизни;


- привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;


- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;


- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;


- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.


Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.


Рекомендации родителям


За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!


Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.


Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
Позвольте ребенку участвовать в распределили средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.
Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом акцент на мысли: «Я – не просто родитель, я – твой друг».

Содействуйте ребенку в решении разных вопросов. Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.
Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.

Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:

– не критикуйте его недостатки;


– не упрекайте, не обвиняйте его;


– не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;


– не шантажируйте друг друга властью над ребенком.


Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка:


Выслушайте. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.
Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени).
Напомните о значимых для него людях.
Подчеркните временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».
Используйте прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
Используйте имеющийся опыт ребёнка в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)

8. Обратитесь за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".
Новость отредактировал: -
Причина:
Подробнее
  • Просмотров: 507
  • Комментариев: 0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Зубрёнок Ребусы по физике
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Популярные новости гимназии
Опрос
Уважаемые родители! Какие мероприятия вы предлагаете запланировать нам в следующем уч.г.?
Экскурсии
Родительские собрания
Открытые классные часы
Концертные программы
Мастер-классы
Другое
Онлайн радио
Flag Counter

Лучше физики может быть только физика