ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ГИМНАЗИЯ №1 имени К.КАЛИНОВСКОГО Г.СВИСЛОЧЬ"

Информация к новости
  • Просмотров: 873
  • Автор: admin
  • Дата: 26-09-2017, 10:17
26-09-2017, 10:17

Направления деятельности учителя-дефектолога

Категория: Коррекционно-педагогическая помощь

1. Диагностическое направление.
Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении труд¬ностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении.
Первичная диагностика, направленная на определение уровня актуального и «зоны ближайшего разви¬тия» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выяв¬ление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, опреде¬ление оптимальных условий индивидуального развития, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях. По окончании первичной диагностики оформляются протокол и заключение на учащегося (см. Приложение).
Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).
Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка.
Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей (лиц их заменяющих), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

2. Коррекционное направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определя¬ется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
— сенсорное и сенсомоторное развитие;
— формирование пространственно-временных отношений;
— умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих воз¬расту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и сло¬весных форм мышления);
— нормализация ведущей деятельности возраста;
— формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
— готовность к восприятию учебного материала;
— формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление работы с ним дефектолога (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной про¬граммы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление учащимся дозирован¬ной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ спе¬циалиста с программным учебным материалом.
Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5—9 классов — с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения еще нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основ¬ного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

3. Аналитическое направление.
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодей¬ствия специалистов.
Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:
1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-раз-вивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного раз¬вития ребенка;
3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специ¬алист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;
5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психоло¬го-медико-педагогического консилиума.
Таким образом, данное направление обеспечивает междисцип¬линарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эф¬фективность коррекционного воздействия и корригировать про¬граммы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обсле¬дование детей (сентябрь-октябрь, апрель-май). Результаты обсуж¬даются на заседаниях школьного ПМПк. По итогам работы конси¬лиума корригируется коррекционная работа дефектолога с учащи¬мися классов КРО, составляются комплексные рекомендации ро-дителям и педагогам.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации ро¬дителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивиду¬ально-типическими особенностями детей, состоянием их сомати¬ческого и психического здоровья; по запросу родителей и учите¬лей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические роди¬тельские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.
Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер. Так, для работы с отдельными учащимися состав¬ляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать их инди¬видуальные особенности во фронтальной работе на уроках. В дру¬гих случаях рекомендации носят общий характер. Таким рекомен¬дациям должно предшествовать выступление дефектолога на со¬брании или методическом объединении, в котором он более по¬дробно разъясняет родителям или педагогам особенности какого-либо нарушения развития.
5. Организационно-методическое направление.
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объедине¬ний, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а так¬же оформление документации, организацию обследования отдель¬ных учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) уч¬реждения.
При подготовке консилиума на каждого учащегося специаль¬ным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характерис¬тики особенностей развития ребенка для квалификации его нару¬шения.
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организу¬ет свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодей¬ствия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учите¬лем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуаль¬ные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просвети-тельскую работу с педагогами, родителями, выступает инициато¬ром выведения отдельных учащихся в специальные (коррекцион¬ные) учреждения, организует обследование учащихся на ПМПк.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Ноябрь 2022 (28)
Октябрь 2022 (48)
Сентябрь 2022 (61)
Август 2022 (8)
Июль 2022 (16)
Июнь 2022 (33)
^