назад
вперед
Кабинет физики гимназии №1 г.Свислочь » Коррекционно-педагогическая помощь » Направления деятельности учителя-дефектолога
Наши электронные пособия
Электронное пособие: Microsoft Excel 2007
Электронное пособие: Средние физические величины
Электронное пособие: Основы кинематики
Задачи по физике
Мы любим РЕБУСЫ!
Ребусы по физике
Ребусы по информатике
Обучение с MOODLE
Ребусы по физике
Направления деятельности учителя-дефектолога
1. Диагностическое направление.
Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении труд¬ностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении.
Первичная диагностика, направленная на определение уровня актуального и «зоны ближайшего разви¬тия» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выяв¬ление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, опреде¬ление оптимальных условий индивидуального развития, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях. По окончании первичной диагностики оформляются протокол и заключение на учащегося (см. Приложение).
Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).
Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка.
Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей (лиц их заменяющих), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

2. Коррекционное направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определя¬ется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
— сенсорное и сенсомоторное развитие;
— формирование пространственно-временных отношений;
— умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих воз¬расту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и сло¬весных форм мышления);
— нормализация ведущей деятельности возраста;
— формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
— готовность к восприятию учебного материала;
— формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление работы с ним дефектолога (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной про¬граммы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление учащимся дозирован¬ной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ спе¬циалиста с программным учебным материалом.
Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5—9 классов — с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения еще нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основ¬ного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

3. Аналитическое направление.
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодей¬ствия специалистов.
Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:
1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-раз-вивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного раз¬вития ребенка;
3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специ¬алист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;
5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психоло¬го-медико-педагогического консилиума.
Таким образом, данное направление обеспечивает междисцип¬линарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эф¬фективность коррекционного воздействия и корригировать про¬граммы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обсле¬дование детей (сентябрь-октябрь, апрель-май). Результаты обсуж¬даются на заседаниях школьного ПМПк. По итогам работы конси¬лиума корригируется коррекционная работа дефектолога с учащи¬мися классов КРО, составляются комплексные рекомендации ро-дителям и педагогам.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации ро¬дителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивиду¬ально-типическими особенностями детей, состоянием их сомати¬ческого и психического здоровья; по запросу родителей и учите¬лей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические роди¬тельские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.
Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер. Так, для работы с отдельными учащимися состав¬ляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать их инди¬видуальные особенности во фронтальной работе на уроках. В дру¬гих случаях рекомендации носят общий характер. Таким рекомен¬дациям должно предшествовать выступление дефектолога на со¬брании или методическом объединении, в котором он более по¬дробно разъясняет родителям или педагогам особенности какого-либо нарушения развития.
5. Организационно-методическое направление.
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объедине¬ний, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а так¬же оформление документации, организацию обследования отдель¬ных учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) уч¬реждения.
При подготовке консилиума на каждого учащегося специаль¬ным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характерис¬тики особенностей развития ребенка для квалификации его нару¬шения.
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организу¬ет свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодей¬ствия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учите¬лем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуаль¬ные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просвети-тельскую работу с педагогами, родителями, выступает инициато¬ром выведения отдельных учащихся в специальные (коррекцион¬ные) учреждения, организует обследование учащихся на ПМПк.
Новость отредактировал: -
Причина:
Подробнее
  • Просмотров: 1046
  • Комментариев: 0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Зубрёнок Ребусы по физике
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Опрос
Уважаемые родители! Какие мероприятия вы предлагаете запланировать нам в следующем уч.г.?
Экскурсии
Родительские собрания
Открытые классные часы
Концертные программы
Мастер-классы
Другое
Онлайн радио
Flag Counter

Лучше физики может быть только физика