ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯПочему дети пробуют наркотики?... [30 Kb] (cкачиваний: 11)Как поступать родителям ребёнка, употребляющего наркотики? [23 Kb] (cкачиваний: 6)Что такое наркомания, и как происходит приобщение к наркотикам? [27,5 Kb] (cкачиваний: 5)Свободное время старшеклассника
Современные школьники часто перегружены, и рабочий день у них бывает длиннее, чем у взрослых. Учебная программа рассчитана на формирование самостоятельного мышления, носит развивающий характер. Также ребята получают большое количество информации из телевизионных передач, через журналы, видеоматериал. Это помогает и мешает учебе одновременно.
У многих школьников с раннего детства формируется привычка выполнять домашнее задание нерегулярно, отрывочно. Ведь остальное можно списать! Но материал остается непонятым, не вырабатывается усидчивость, системность, в старших классах это мешает сосредоточиться даже тогда, когда появляется осознанное желание сделать домашнее задание от начала и до конца.
Среди подростков считается, что если готовить все уроки – просидишь до ночи. Это не так. Хотя многие действительно сидят за уроками до позднего вечера. Но часто эти занятия неорганизованны, что вызвано переутомлением, недосыпанием, пробелами в знаниях, непонятым в классе материалом.
Психологи установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным. Но чаще всего работать легче и эффективнее с 8 до 12 и с 16 до 18 часов, так как в 12 и 18 часов происходит резкое понижение работоспособности. Поэтому, если правильно распределить время для выполнения домашнего задания, сидеть долго не будет необходимости. После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов или, если ребенок учится во вторую смену, в 9 часов. Необходимо подготовить рабочее место и отключить на время выполнения работы телевизор, радио и магнитофон, поскольку они отвлекают, не дают сосредоточиться. Также не дает сосредоточиться поиск линейки, тетради, карандаша. Уходят, убегают драгоценные минуты.
Ребята должны больше гулять. Не 40-50 минут, а хотя бы часа полтора-два. Лучше сократить время на просмотр телепередач, на чтение детективов. Казалось бы, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться и отдохнуть. То есть кружки и секции помогают лучшему отдыху от занятий, развивают умственно и физически.
Хорошо чередовать умственную и физическую работу. Особое удовольствие у подростков вызывает творческая работа. Она тоже является хорошим отдыхом. Если же подростку кажется, что он перезагружен, пусть он сядет и напишет план работы, свой режим на день. Он заметит, сколько тратит времени зря, и постарается использовать его лучше. При хорошей организации на подготовку домашнего задания достаточно 2,5-3,5 часа.
Убедиться в том, что это именно так, несложно. Попробуйте!
Как сохранить работоспособность?
1. Ребёнок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.
2. Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 30-45 минут делать 15-минутные перерывы.
3.Сон – самое лучшее средство для восстановления энергии. Дети 12-15 лет должны спать 8-9 часов в день.
Тренировка и развитие памяти
1. На память ребёнка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери. Безусловно, огромный вред наносят памяти дурные привычки – курение, употребление алкоголя, наркотиков.
2. Рабочее место ребёнка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине. Если правильно организован умственный труд, все внимание школьника сосредотачивается на учёбе и лучше запоминается изучаемый материал.
3. При малейших признаках усталости рекомендуется прекращать занятия и отдыхать.
4. Чтобы лучше запомнить большой объём материала, рекомендуется распределить работу на несколько дней, чтобы не слишком перегружать память.
5. Нужно выяснить, какой вид памяти является основным у вашего ребёнка – зрительная пам'ять, слуховая или двигательная. Опираясь на эти данные, можно легче запомнить изучаемый материал. Если у ребёнка сильнее развита зрительная пам'ять, ему будет проще запомнить текст визуально; если слуховая – нужно читать текст вслух или слушать, как его читает кто-то другой; если ребёнок лучше запоминает, выполняя определённые действия, - пусть конспектирует заданный текст.
В семье школьник
С первого же года обучения ребенка в школе родители должны внушить ему, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на нем. Можно избежать многих бед, если четко подтвердить: «Ты сам отвечаешь за выполнение домашних заданий. Они так же важны для тебя, как для нас – наша работа».
Главное назначение домашних заданий в том, что они дают опыт самостоятельной работы. Но для этого нужно, чтобы задания соответствовали способностям ребенка. Тогда он сможет заниматься сам (или же с минимальной помощью «со стороны»). Прямая помощь только заставит ребенка поверить, что он сам полностью беспомощен. Однако косвенная помощь может быть весьма полезной. Например, мы можем проверить, чтобы ребенку никто не мешал заниматься, чтобы у него были нужные книги и рабочий стол. Можно также помочь ему выбрать определенные часы для выполнения домашних заданий в разное время года.
Весной и осенью после обеда лучше погулять, пока светит солнце, а потом взяться за уроки. Зимой дни коротки, и сначала ребенок должен сделать уроки, если вечером хочет смотреть телевизор. Лучше всего, продуктивнее усваивается учебный материал с 16.30. до 19.30. Именно в это время желательно выполнять домашние задания.
Некоторые дети любят заниматься с кем-нибудь из взрослых. Неплохо было бы позволить ребенку иногда заниматься за кухонным или обеденным столом. Но при этом не следует делать замечаний, которые могут помешать работе: «Не сутулься! Застегни рубашку! Не испачкай стол!»
Есть дети, которые любят покусывать карандаш, ерошить волосы, раскачиваться на стуле во время подготовки домашних заданий – это им помогает. Когда мы запрещаем детям так делать, они теряют уверенность, и занятия продвигаются у них медленно.
Не стоит отрывать ребенка от уроков вопросами, просьбами, если это не срочно. Мы должны оказывать ребенку моральную поддержку, а не поучать и надзирать за ним. Лишь время от времени можно позволить себе пояснить что-либо непонятное. Однако следует избегать таких комментариев, как:
Если бы ты не отвлекался все время, то уже бы давно закончил делать уроки.
Если бы ты внимательно слушал учителя, ты бы знал, как ответить на этот вопрос.
Мы должны оказывать помощь избирательно, но с полным сочувствием. Нужно не поучать ребенка, а, прежде всего, уметь внимательно его выслушать. Мы указываем ему дорогу, но надеемся, что путешественник сам доберется до места назначения.
Отношение родителей к школе и к учителям оказывает влияние и на отношение ребенка к домашним заданиям. Если дома недовольны школой, недооценивают учителя, ребенок рано или поздно сделает соответствующие выводы.
Важно избежать постоянных препирательств и ссор по поводу домашних заданий:
Тебе придется серьезно заниматься правописанием – каждый день по два часа после обеда, в субботу и воскресенье – тоже. Никакого футбола, никакого телевизора!
Мне до смерти надоело напоминать тебе о домашних заданиях. Теперь тобой займется папа! В нашей семье неграмотных не было и не будет!
Угрозы и постоянные напоминания об уроках – обычное «оружие» родителей. Зато им так спокойнее: они уверены, что это помогает поправить дело. А в действительности такие методы приносят только вред. Атмосфера в доме напряженная, настроение у родителей и у детей отвратительное.
Многие способные дети отстают в учебе (как на уроках, так и при выполнении домашних заданий), выражая свой бессознательный протест против родительских чаяний. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном табеле, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивает ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Как заявил один мальчик: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся».
Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление ему, тогда как невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Увы, решение здесь не представляется ни легким, ни быстро достижимым.
Главная цель – дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.
Как относиться к отметкам ребёнка
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Плохая успеваемость из-за беспокойства
Ребенку хорошо учиться могут помешать семейные неприятности и различные беспокойства. Он может страдать от ревности к младшему члену семьи и поэтому отвлекаться от занятий. Он может быть расстроен болезнью близких людей или угрозой родителей уехать. Он может бояться хулигана или собаки, учительницы, отвечать урок перед всем классом. Все это парализует способность соображать не только у 6-летнего ученика, но и у 13-летнего подростка.
Ребенок, которого дома постоянно ругают и наказывают, может дойти до крайней степени беспокойства и вследствие этого ничего не удерживать в памяти. Также он может стать ленивым. Он будет бояться что-либо сделать, так как уверен, что потерпит неудачу. Или станет излишне суетлив, что тоже мешает обучению.
Какова бы ни была причина неуспеваемости, нужно объединить усилия и помочь ребенку раскрыть его хорошие качества, постепенно втягивая его в коллектив. Для этого необходимо наладить контакт с ребенком, поговорить с ним о том, что его беспокоит. Позже помочь справляться с домашним заданием, хвалить даже за малейшие успехи, уверить ребенка в том, что вы всегда будете его любить и в разумных пределах помогать ему.
Рекомендации родителям в ситуации снижения или потери мотивации к обучению у ребёнка
Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребенка за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль скоро их нет, то их надо вырабатывать, вместо того чтобы «пилить» ребенка и читать ему нотации. Это опасно, ибо может вызвать лишь отторжение от учебы и школы.
Помните, что ребенок сменил ведущую деятельность с игровой на учебную. Эта новая и непривычная деятельность, в которой ребенок не застрахован от таких ошибок, которые даже педагоги иногда предугадать не могут. Если на ошибки не обращать внимания, они могут закрепиться. Вот почему детям необходимо уделять повышенное внимание. Неправильные методы приводят к неуспешности и чреваты потерей мотивации к обучению.
Родителям важно понять, что оправдывать свое неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени безответственно. Понятно, что дел у каждого много – и дома, и на работе. Но если в доме появился ученик, откажите себе в просмотре телевизора, чтении интересного журнала, болтовне по телефону. Уделите время ребенку. Мало ли чего он не понял в школе! Раз не понял, два не понял, а затем – отставание со всеми вытекающими последствиями. Если родители не находят времени для помощи ребенку, не надо удивляться, что он будет плохо учиться.
Необходимо также задуматься о том, что учитель ведет фронтальное обучение с 20-25 учащимися. Это практически не дает ему возможности учитывать индивидуальные особенности каждого, темп деятельности. Учитель вынужден ориентироваться на основную массу учащихся. Он контролирует продукт обучения как результат. А вот родители должны контролировать умения и учитывать индивидуальные особенности только своего ребенка. На практике же родители, которые всей душой стараются помочь, допускают ошибки.
Рассмотрим самый распространенный пример, когда Ваш ребенок не может решить задачу. Папа садится и решает ее, он комментирует процесс решения. Ребенок слушает. В конце объяснений папа спрашивает: «Ну что, понял?» – «Вроде понял», – ему действительно кажется, что все понятно, потому, что на этом этапе он запомнил действия папы. Но поскольку он выполнил задание не сам, то где гарантия, что другую подобную задачу ему удастся решить самостоятельно?
В этом примере ребенок фактически был пассивным слушателем, а задание вместо него делал папа, т.е. он не старался решать задачу, а манипулировал родителем. В данном случае считается, что на слух информация воспринимается и запоминается по принципу «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Подобный стиль занятий ведет к тому, что ребенок теряет способность делать умственные усилия и становится необыкновенно пассивным.
Другой распространенной ошибкой является то, что родители имеют одни представления и требования, а учителя – другие. Родители говорят ребенку: «Молодец, хорошо!» Они видят только успехи своего ребенка: вчера было плохо, сегодня чуть лучше. Учитель ту же работу ученика оценит, ориентируясь на средний уровень класса, т.е. на норму. В итоге получается, что родители хвалят, а учитель требует больших усилий и знаний, и ребенку в таких условиях трудно определить, что такое хорошо, а что такое плохо.
Во избежание подобных случаев родителям необходимо иметь контакт со школой и интересоваться требованиями, которые предъявляются к учащимся. В противном случае в сознании создан образ врага – учителя (мама хорошая – хвалит, учитель плохой – ругает). Это порождает отвращение к школе.
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником средних и старших классов домашних заданий
Уважаемые родители!
Контролируя выполнение домашних заданий,
проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка!
Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и (или) желания выполнить заданное упражнение.
Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.
Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи, братьями, сестрами.
Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.
Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.
Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику и завучу.
Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию у него усидчивости, терпения и ответственности.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубите проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.