Главная > Родительский университет > Агрессия, ее причины и последствия
Агрессия, ее причины и последствия15-09-2022, 14:33. Разместил: admin |
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли»
Эрих Фромм Правила для родителей создающих правила для детей: Правило 1: Правила должны выстраиваться на фундаменте доверительных отношений; Правило 2: Все правила должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка; Правило 3: Детям надо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно; Правило 4: Правила должны меняться в зависимости от возраста ребенка Правило 5: Последствия (наказания) должны вытекать непосредственно из плохого поведения ребенка. Дополнение к правилу 5: Физические наказания унизительны для ребенка. Психологи считают, что «наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое» (Гиппенрейнтер Ю., 1998). Наказания должны быть приближены по времени к проступку и не носить длительный характер, так как длительные наказания вызывают обиду и могут привести к эмоциональному срыву. Дополнение ко всем 5 правилам: Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми, то лучше на время отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных отношений. Только взаимопонимание и доверие между родителями и детьми дают возможность установить эффективные границы дозволенного и избежать конфликтного агрессивного поведения детей. Бороться с агрессивностью нужно: - Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей. - Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким. - Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать. - Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока поступок повторится. - Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это побудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу. Если ребенок агрессивен... - Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. - Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать. - Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. - Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло. - Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. - Расширяйте кругозор ребенка. - Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом. - Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих. - установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их. - Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл. Советы родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное поведение предотвратить. 1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, типа: «Если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!». Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. 2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. 3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек или действий, безобидных для окружающих, в спорте. 4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. 5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. 6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. 7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме, например: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет», а также исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка. 8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. 9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.). 10. Чтобы снять вербальную (речевую), физическую агрессию, выплеснуть гнев, снять эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло, можно прибегнуть к помощи к различным играм. Агрессия ее причины и последствия Причины детской агрессивности Агрессивность можно трактовать как стремление одного существа причинить вред другому. Агрессивность может проявляться в нескольких формах: - агрессивные действия, - агрессивные мысли, намерения; - словесная агрессия. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными, но самые основные следующие: 1. воспитание в семье, начиная с первых дней жизни ребенка; 2. некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, различные нарушения интеллектуального и психического развития; 3. психологические проблемы, с которыми он не справляется. Так как чаще всего причиной детской агрессивности является именно психологические проблемы: Привлечение внимания. Дети, которым родители уделяют мало времени (работа забирает все свободное время), которые испытывают недостаток любви и ласки, стараются всячески обратить на себя внимание. Они не могут найти слова, чтобы сказать вам об этом, и проявление агрессивности это способ привлечь ваше внимание. Для них важен любой знак внимания, даже негативный. Чувство страха и недоверия к окружающему миру. К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувство доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. Если ребенок имел негативный опыт отношений с людьми, или мама испытывала страх и находилась в тревоге за свое, а, следовательно, и за его будущее, то малыш, для которого еще нет отделения себя от мамы, наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, поэтому он начинает защищаться. Агрессивные вспышки таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными. Социальное научение. Ребенок, с которым жестоко обращаются, непременно будет повторять эту поведенческую модель, так как авторитет взрослого в этом возрасте очень высок. Если ребенок жил в семье, где часто сорились, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов. Именно поэтому психологи советуют родителям оградить своего ребенка в возрасте до 6-7 лет от боевиков и ужастиков, а смотреть вместе с ними добрые фильмы и мультики. Реакция на запреты взрослых. Конечно, запрещать ребенку можно и даже нужно, чтобы сформировать представления о том, что можно и нельзя, что плохо, а что хорошо. Но, родителям важно учитывать два момента: - во-первых, важно научиться грамотно устанавливать запреты и границы. Распространенной ошибкой взрослых является запрет без объяснений: «Оля, нельзя, отойди от цветов немедленно». А почему? Важно объяснить, чтобы ребенок понял, чтобы у него сформировалось представление о ситуации. Например, «Оля, рвать листья нельзя, а то цветики завянут. На цветы можно смотреть и за ними нужно ухаживать». - во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. Проявление жажды власти. Дети, которые общаются с остальными, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно - быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся. В таком случае нужно объяснить ребенку, что для того, чтобы быть в центре внимания, совсем не обязательно, чтобы тебя боялись, есть лучшие способы, например, рассказывать интересные истории, придумывать игры, помогать друзьям. Но такие объяснения далеко не всегда помогают. Тогда в ход вступают те самые запреты, о которых мы говорили. И еще в такой ситуации важно, чтобы эти запреты выражал значимый (авторитетный) для него человек. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе этого делать». Негативная самооценка. Делая замечания ребенку, нужно быть осторожными в своих высказываниях, так как дети очень болезненно реагируют на любую критику. Когда мы говорим: «Ты себя плохо ведешь», ребенок воспринимает это как: «Я плохой, и я веду себя, как плохой». Нужно говорить не «ты меня убиваешь, когда так делаешь», а «мне очень плохо, когда ты так делаешь»; не «ты мешаешь», а «знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь». Т. е. реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять. Детская агрессия: когда поможет только психолог. Если вы не справляетесь с агрессивностью вашего ребенка, то есть, если чувствуете неуверенность в том, как поступить, сами срываетесь и кричите на ребенка, а потом испытываете чувство вины, и вам кажется, что вы уже перепробовали все методы воспитания – это, конечно, повод для обращения к психологу. Чем раньше вы заметили трудности, которые возникают у вас и вашего ребенка в отношениях с другими людьми, – тем проще исправить ситуацию, тем быстрее вы сможете вместе со специалистом найти решение ваших проблем. Очень мало на свете родителей, которые, так или иначе, не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг. В большинстве случаев детская агрессия абсолютно естественная вещь. Проблема не в самой детской агрессивности как реакции на внешние раздражающие факторы, а скорее в способах ее выражения. Типы агрессии у детей и способы построения отношений 1) Гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно-расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру. 2) Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен. 3) Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него. 4) Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного. 5) Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, -отрабатывать" за свое агрессивное поведение («А теперь иди извинись", -погладь по голове», -пожми руку», и т.п.). Памятка для родителей 1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. 2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд. 3. Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий. 4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка. 5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе. 6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо. 7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом. 8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями. 9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов. 10. Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере! Памятка для родителей Уважаемы мамы и папы! Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что ещё можно изменить. Агрессивность ребёнка проявляется, если: -ребёнка бьют; -над ребёнком издеваются; -над ребёнком зло шутят; -ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; -родители заведомо лгут; -родители пьют и устраивают дебоши; -родители воспитывают ребёнка двойной моралью; -родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка; -родители не умеют любить одинаково своих детей; -родители не доверяют ребёнку; -родители настраивают ребёнка друг против друга; -родители не общаются со своим ребёнком; -вход в дом закрыт для друзей ребёнка; -родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу; -родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку; ребёнок чувствует, что его не любят. Для преодоления детской агрессии родители должны иметь в своём педагогическом арсенале: внимание открытость сочувствие обязательность сопереживание доброту терпение ласку требовательность заботу честность доверие откровенность сердечность понимание дружелюбие чувство юмора умение удивляться ответственность надежду такт любовь Вернуться назад |