[14.05.2012] Книжное царство - мудрое государство  
 

К книге и чтению - через досуг и общение

ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ

«Книжное царство – мудрое государство»

Цель:

  • Воспитание любви к книге, интереса к чтению.
  • Расширение знаний учеников об истории книги.
  • Привитие бережного отношения к книге.
  • Популяризация книги.

Оборудование:  выставка книг «Через книги к добру»; плакаты: «Книга – источник знаний», «Кто много читает, тот много знает», «Книжное царство – мудрое государство»; выставка рисунков «Мой любимый герой»; книголёт – музыкальная открытка, оформленная в виде книги.

Ведущие выходят на сцену и поют песню «Читайка»

Как только появился я,
Читателем я стал,
Читала книжки мама мне,
Мне папа их читал.

Припев:
Не просто так, не просто так
Страницы книг листать,
А чтобы я и чтобы ты,
Сумел Читайкой стать.

Я от родителей своих,
Решил не отставать,
Брал в руки книги,
И меня Читайкой стали звать.

Припев:
Все буквы знал назубок.
Взял и сложил в слова.
И книга стала о себе.
Рассказывать сама.

Чтоб лучше быть, чтоб больше знать,
Ты книгу почитай,
Ее как друга каждый день
Ты к сердцу прижимай.

Припев:
Не просто так, не просто так
Страницы книг листать,
А чтобы я и чтобы ты,
Сумел Читайкой стать.

 

 

1 Ведущий. Семь чудес света создали люди в древности, но есть и восьмое чудо, известное всем нам – это книга. С самого детства мы рассматриваем картинки в книжках, потом учимся читать.

Книги бывают разные: веселые и грустные, познавательные, сказочные.

2 Ведущий. Я открываю книгу, перелистываю страницы и происходит удивительное чудо: книга начинает со мной говорить, уносит меня,  то в тридевятое царство, то в тридевятое государство. Книга заставляет плакать и переживать, смеяться и страдать, жить вместе с ее героями.
1 Ведущий. Книга! Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует на триста лет вперед, в будущее, и на триста лет назад, в историю.

2 Ведущий. Человек, умеющий читать, – счастливый человек. У него много умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

Выходят чтецы.

Чтец.

Книга поможет

Узнать обо всём:

Про одежду и про дом.

Про собаку и про кошку,

Про всех понемножку.

Чтец.

В весёлых стихах

О разных часах,

О числах и счёте,

Тоже прочтёте

Чтец.

О мудрецах древних,

Про лето в деревне,

Разговор овощей,

Истории вещей.

Чтец

Весёлые стихотворения

Про изобретения,

Про случаи в школе

И театральные роли…

Всего не перечесть

Не лучше ли прочесть!

Раздаётся стук в дверь. В класс входят девочки-буквы.

1 Буковка. Здравствуйте,  ребята! Наконец мы вас разыскали! Мы принесли вам письмо, важное, срочное.

2 Буковка (читает письмо) «Дорогие друзья! Я знаю, что вы много читаете и умеете беречь книги. А ещё мне рассказывали, что головы у вас умные, сердца добрые и справедливые, глаза зоркие, а руки умелые. Я очень хочу познакомиться с такими замечательными ребятами и приглашаю вас в гости. А живу я в книжном царстве - мудром государстве.  Дорогу  в него вам мои верные помощники – буковки покажут. С собой захватите любимые стихи о книге, пословицы, загадки.  В путь, друзья. Ваш верный друг Книга»

1 Ведущий. Путешествие в Книжное царство - мудрое государство начинается!

2 Ведущий. А полетим мы на волшебном  книголёте. Стоит только сказать:

Дорогой наш книголёт,

нас возьми с собой в полёт,

как сразу же мы взлетим на его сильных крыльях- страницах.

Дети повторяют слова. Звучит музыка.

1 остановка. «Историческая»

1 Ведущий. А как вы думаете, всегда ли существовали книги? Об этом нам расскажут наши юные «историки».

Ученик:1. Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Люди не умели ни читать, ни писать. Чтобы передать информацию, они рисовали на стенах пещер. Позже люди начали писать на глине, которую потом сушили на огне.

Ученица:2. Такие книги были очень тяжелые и неудобные. Позже люди научились изготавливать книги из телячьей шкуры. Но эти книги были очень дорогими, так как для их изготовления нужны были шкуры целого стада, и купить такие книги мог только очень богатый человек. Нужно было искать более дешевый и простой материал.

Ученик:3. В Африке вдоль рек растет болотное растение – папирус. Вначале его использовали только в строительстве, а потом начали обрабатывать волокна растения, изготовляя из них бумагу. Появились свитки из папируса. Писать на них было удобно, но через несколько лет такие свитки ломались и рассыпались.
Ученица:4. Настоящую бумагу, на которой мы пишем сегодня, люди научились изготовлять две тысячи лет назад. Первые книги были рукописные. Одну книгу могли писать несколько лет.
Ученик:5. Во времена Киевской Руси князь Владимир открывал школы, специальные мастерские, где переписывались книги. А во время правления князя Ярослава Мудрого в Киеве при Софиевском соборе была основана первая в Киевской Руси библиотека.

Ученица:6. В 13 столетии в Европе научились изготавливать бумагу. В середине 15 столетия в Германии появился первый печатный станок, потом такие станки появились в других странах.

Ученик:7. Первым книгопечатником на Беларуси был Франциск Скорина. При жизни он напечатал только несколько книг, среди них первый славянский «Букварь». Такова история возникновения книги. Теперь книга повсюду с нами. Она наш друг и помощник.

1 Ведущий. Русская народная пословица гласит «Кто много читает – тот много знает». И это правильно, потому что именно из книг мы многое узнаем.

2 Ведущий. Рабочий читает книги о станках и машинах, крестьянин – как хорошо получить урожай, врач – как успешно лечить людей, учитель – как учить и воспитывать детей. Книги помогают нам понять окружающий нас мир. Поэтому читать книги нужно внимательно, вдумчиво.

Песня  «Тот, кто любит читать»

Тот, кто любит читать

Тот, кто любит читать,

Может столько увидеть и столько узнать

Тот, кто любит читать.

Открыть и исследовать новые страны.

Переплыть на дельфине моря, океаны.

Может сесть в звездолёт, на Луне побывать.

Тот, кто любит читать.

Припев.

Возьмите в руки книгу, дети.

Мир необъятный рад вас встретить.

Помогут книжные страницы

Всему вокруг преобразиться

Тот, кто любит читать

Тот, кто любит читать,

Кем захочет, тем может он стать

Может он стать

Тот, кто любит читать,

Капитаном, врачом, цирковым акробатом,

Доброй феей, волшебником, храбрым солдатом.

Может в битве со злом.

Всех врагов побеждать

Тот, кто любит читать.

Припев.

1 Ведущий.  Нас ждёт книголёт.  Давайте произнесём волшебные слова и отправимся дальше в путешествие по Книжному царству.

Дорогой наш книголёт,

нас возьми с собой в полёт,

Дети повторяют слова. Звучит музыка.

2 остановка «Дворец сказок».  Парад сказочных героев

1 Ведущий. В одиночестве, в покое

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих,

Пробудите к жизни их.

2 Ведущий. Узнайте сказочного героя, и он появится перед вами.

Появилась девочка

В чашечке цветка.
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот такая девочка,
Как она мила!
(Дюймовочка.)

Зеркальце, скажи, будь мило,

Как-то мачеха спросила,

Та, что всех хитрей и злее.

И ответила, сверкая,

Зеркальце, чуть-чуть помешкав:

- Всех прекрасней молодая

Падчерица ...

(Белоснежка.)

Работу знала и золу,

Но побывала на балу,

Обиды были от сестриц,

Но ей, не им достался принц.

(Золушка).

Мастер он колоть дрова,
Рыбок уважает,
Хоть и дурья голова,
Печь его катает.
(Емеля.)

Угадайте-ка, ребята:
Кто-то, где-то и когда-то
Все моря избороздил,
С корабля сошёл по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил.
(Гулливер.)
Песня «Герои сказок»

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете 
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Вини-Пух…
Каждый нам в дороге –
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро на свете 
Побеждает зло. 
1 Ведущий. Путешествие продолжается. Нам нужно произнести волшебные слова и путешествовать дальше.

Дорогой наш книголёт,

нас возьми с собой в полёт,

Дети повторяют слова. Звучит музыка.

3 остановка «Книжкина больница»

2  Ведущий. Ребята,  а вы когда-нибудь слышали о чём говорят книги? Давайте послушаем

Инсценировка «Две книжки»
Входят книги и мальчик. 
1-я книга. Скажи мне, как твои делишки?
2-я книга. Ох, милая, мне стыдно говорить:
Ребята не читают, обложки вырывают.
Да что обложки! Вырывают ведь листы,
И делают из них кораблики, плоты…
Выходит мальчик, жалеет книги.

Мальчик. Теперь мне знакомы ваши муки.
Простите, не будет больше такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
За книжки брался я!

1-я книга Я – книга. Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
2-я книга. Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
1-я книга. Ой, уронил меня на пол!
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!

2-я книга. Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

1 Ведущий. Книга – очень ценная вещь. Много труда затратили люди на ее изготовление, поэтому нужно обращаться с ней бережно. Книга очень хрупка. Она боится воды, и огня, и грязных рук. Но бережно хранимая книга живет

сотни лет.

2 Ведущий. А впереди у нас Книжкина Больница. Больница эта, ребята, необычная, Лечат здесь не ребят, не  зверят,  а книжки. Да-да, не удивляйтесь. Книги тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Они как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть и рассыпают. А из-за чего это происходит? От того, что не все дети выполняют

Ведущий 1: Так, вот, эти терпеливые пациенты, не пищат, не стонут, не жалуются. Но они очень страдают и молча  ждут помощи. А лечат их заботливые врачи. Называются они – реставраторами. Укрепят корешок, подклеят страницу, прогладят. Проходит несколько дней и книга выглядит, как новенькая. ЕЕ выписывают из больницы и она снова возвращается в библиотеку. Сегодня мы предлагаем вам стать реставраторами.

Дети выполняют практическую работу по ремонту книг.

2 Ведущий. Я надеюсь, что книги, которые вы будете читать, никогда не будут обижаться на вас. Берегите книги!

1 Ведущий. Путешествуем дальше.

Дорогой наш книголёт,

нас возьми с собой в полёт,

Дети повторяют слова. Звучит музыка.

4 остановка Игровая

1.Ведущий. А сейчас мы вспомним пословицы о книге. Содержание игры: нужно закончить фразу.

2.Ведущий.  Назовите окончания пословиц, афоризмов, поговорок (можно назвать собственный вариант окончания).

Кто много читает       -      тот много знает.

С книгой поведёшься   - ума наберёшься.

Ум без книги    - как птица без крыльев.

Нет умного соседа  - с  книгой побеседуй.

Написано пером – не вырубишь топором.

будешь книги читать     -    будешь  всё знать.

Прочёл хорошую книгу   - встретился с другом.

Книга подобна воде,    - дорогу пробьёт везде.

Книга – твой друг    -    без неё как без рук

Хорошая книга    - ярче звёздочки светит

1 Ведущий. Вы отлично справились с заданием. Отправляемся дальше. Дорогой наш  книголёт,

нас возьми с собой в полёт,

Дети повторяют слова. Звучит музыка.

5 остановка «Дом новинок»

Книга.

Давайте новые книжки откроем

И снова пойдём от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать подружиться, подружиться.

Обзор новых книг на выставке.

Книга. Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книг ничего нет на свете!

Пусть книги заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

1Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие. А как не хочется расставаться с книгами.

2 Ведущий. Не  нужно расставаться. Нужно прийти в библиотеку и взять книгу. И обязательно её прочесть. И тогда мы станем умными, образованными и счастливыми людьми.

Девочки-буковки звонят в колокольчики

Все участники выходят и поют песню «Новая книжка»

Если спросят меня

Что тебе подарить:

Куклу, мячик, забавную мышку?

Я отвечу: без них могу я прожить,

Подарите  мне новую книжку.

Припев.

И перелистывая страницы

Иду с Алисой в страну Чудес,

Взмываю в небо за синей птицей,

Перелетаю дремучий лес.

Мелькают реки, моря и страны,

Смеются солнышко в вышине.

А с Ледовитого океана

Тюлени в гости спешат ко мне.

Книга радость подарит

Не даст загрустить

День ненастный вдруг станет погожий.

Разве может ребёнок без книги прожить

Для меня нет подарка дороже.

Припев.

 Литература

1.     Бесова, М.А. К познанию мира через игру/ М.А.Бесова . -Минск: ООО «Инвеста», 1995.

2.     Леонтьева, В.Б. Праздники для детей 5-10 лет/ В.Б.Леонтьева. - Минск: ООО «Юнипресс», 2011.

3.     Ратке, И История письменности/ И.Ратке. – М. ТОО «Феникс»: 1995.

4.     Ковальчук, Т.Л. Сценарии массовых мероприятий для школьных библиотек/ Т.Л.Ковальчук.- Минск : Экоперспектива, 2011.

5.     Методическая копилка. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru

Материал подготовила  Якута Е.А., библиотекарь

 Май, 2012


© 2012 ГУО "Гимназия №1 имени К.Калиновского г.Свислочь"

Наш адрес: 231960, г.Свислочь, ул. Пролетарская д.15, Телефоны: 8(01513)3-35-82, факс 3-35-82; e-mail: info@svgimnazia1.grodno.by